Бурда - миниатюра
ИД Бурда

Конфликт на работе: с коллегой, с начальством

Журнал Отдохни - Чтобы работа была в радость
Статья для журнала «Отдохни», июль 2014 г. Скриншот кликабельный.

Статья для журнала «Отдохни» — «Конфликт на работе: с коллегой, с начальством», 2014 г. Рубрика «Психология». В напряженной рабочей обстановке противоречия неизбежны! Чтобы конфликты не повлияли на результативность, учимся выходить из них с наименьшими потерями. Рассмотрим самые популярные сценарии рабочих коллизий.

По статистике около 70% конфликтов в нашей жизни связаны с работой. Несмотря на то, что слово «конфликт» вызывает ассоциации с агрессией и обидой, такие ситуации могут быть даже полезны! Ведь только на своем опыте можно научиться предотвращать размолвки и управлять ими.

Непризнанный гений

«Работаю бухгалтером около года. Специального образования нет, но вникла быстро благодаря природной усидчивости. Однако, обращаясь к начальнице за подсказкой, я постоянно получаю упреки в отсутствии у меня навыков. Мне кажется, она относится ко мне предвзято! Как работать под ее началом?»

Марина, 26 лет.

Придирки руководства — одна из первых причин неудовлетворенности работой. Но это не повод расстраиваться. Почему?

  • Ожидания губительны. В стремлении заслужить оценку руководства, вы загоняете себя в угол. Если начальница и в дальнейшем не проявит интереса, вы уволитесь? Не нужно ставить свое профессиональное благополучие в зависимость от чужого мнения! В первую очередь необходимо самой получать удовольствие от работы. При наличии его никакие упреки не повлияют на ваш эмоциональный настрой.
  • Уверенность в себе — залог успеха. Если вы знаете о своем профессионализме, замечания руководителя не должны понизить вашу самооценку. Тем более, если вы уверены, что замечания не обоснованы! Это не касается конструктивной критики, которую нужно учитывать. Выполняйте работу добросовестно и будьте честны с самой собой. Важно помнить, что вы делаете это в первую очередь для себя.

В рамках дозволенного

«Последнее время замечаю чрезмерный интерес коллеги. Во время последней встречи, подбирая бумаги с пола, он «между делом» погладил меня по колену. Поднимать крик в разгар рабочего дня не хочется, вокруг полно коллег. Афишировать не могу еще и потому, что нам вместе работать! Но как сказать, что такие действия мне не приятны?»

Анжела, 30 лет.

Подобное поведение со стороны коллег «по цеху» не редкость. Как корректно выйти из ситуации?

  • Сама деликатность. Конечно, говорить «в лоб»: «извини, ты не интересен мне как мужчина», нельзя. Уязвленное мужское самолюбие не уступает в изобретательности женскому! Поэтому достаточно фразы «мы с любимым на выходных были в кино», или «да вот, собираюсь на свидание после работы». Адекватный мужчина поймет намек! В любом случае, старайтесь дистанцироваться от навязчивого донжуана.
  • Я к вам пишу. Если коллега игнорирует намеки, придется вести себя более прямолинейно. На откровенный разговор отважится не каждая! Но мы живем в век компьютерных технологий. Проще отправить письмо «о наболевшем» на электронную почту. К примеру, такого содержания: «я бы очень хотела, чтобы наши отношения не пересекали грань деловых». Не забудьте упомянуть, как цените ваше сотрудничество!

Пограничный вопрос

«Атмосфера в новом коллективе сродни общежитию: коллеги могут сесть за мой стол в мое отсутствие, поинтересоваться содержимым ящиков, без спроса взять кофе и чай. Для меня это дико, я привыкла оберегать свое пространство! Природная деликатность не дает высказать свое отношение к этому. К тому же боюсь прослыть занудой. Как быть, не знаю…»

Алена, 33 года.

Среди критериев хорошей работы атмосфера в коллективе занимает третье место. Но, что делать, если культурные особенности окружающей среды противоречат вашим?

  • На защите своих интересов. Чем скорее вы расставите все точки над «й», тем лучше. В дальнейшем изменить устоявшийся порядок будет сложнее! Сделать это необходимо еще и потому, что ущемление собственных интересов в угоду привычкам коллег может иметь крайне негативные последствия! Со временем появится раздражение и злость на коллектив, недовольство работой.
  • Не так страшен черт. Вы боитесь «не вписаться» в коллектив, не соответствовать. Но в большинстве случаев такие опасения надуманы! Скорее всего, коллеги даже не подозревают, что их поведение вас раздражает! Если в шутливой форме возмутиться «кто сидел на моем стуле», вряд ли они обидятся. Вежливо попросите не брать вещи с вашего стола, вот увидите, их отношение к вам не не изменится в худшую сторону.

Клиентура в почете

«Моя работа связана с продажами. Проблема в том, что среди клиентов есть довольно заносчивые типы. Недавно одна из клиенток буквально спровоцировала меня на грубость, после чего пожаловалась руководству. Хотя я вовсе не грубила, а лишь поставила ее в известность о новых правилах. Как строить разговор с подобными людьми?»

Анна, 23 года.

Регулярное общение с разными людьми — это большая нагрузка на нервную систему и частая причина стрессов. Что нужно учитывать?

  • Выйти сухим из воды. Деловое общение подразумевает уход от прямых конфронтаций. Если человек задевает вас, не отвечайте ему тем же, не уподобляйтесь! Поначалу это может быть не просто. Но помните, что любой негатив незамедлительно отражается на вашей работоспособности. Будьте предельно вежливы и доброжелательны! В этом случае вас не в чем будет упрекнуть, а оппонент лишится противника в вашем лице.
  • «Разгрузочные» дни. Если ваша работа связана с постоянным общением, вам знакомо состояние эмоциональной усталости. В результате «под раздачу» попадают близкие люди! Чтобы такого не случалось, вовремя снимайте напряжение. На пользу пойдут общение с природой, животными, рукоделие, йога. На ваши просьбы побыть в одиночестве домочадцы, наверняка, отреагируют с пониманием.

Горе управленец

«Недавно меня повысили, теперь я руковожу отделом, в который пришла рядовым сотрудником. Мне довольно сложно отдавать поручения и отчитывать коллег за промахи! Они пользуются этим, то и дело выпрашивая поблажки. Я понимаю, что мягкотелостью подрываю свой авторитет. Но, боюсь потерять дружеский контакт. Как быть?»

Ирина, 38 лет.

Только вчера вы вместе «перемывали косточки» руководству, а теперь сами стали начальницей. Как принять новую для себя роль?

  • По разные стороны баррикад. Цель достигнута, но теперь вы опасаетесь потерять друзей в лице коллег? Разногласия неминуемы, вам нужно приготовиться к тому, что подчиненные не всегда будут довольны вашими решениями. Но иначе нельзя, работа есть работа! Вы не сможете остаться «своей в доску» и при этом выполнять новые обязанности. В первую очередь вы — компетентный специалист, а уж затем — приятельница. Это должны понимать и вы, и ваши подчиненные!
  • В ладу с собой. Не исключено, что отношение одних может быть замешано на скрытой зависти, другие надеются облегчить за ваш счет свои условия работы. Чтобы зарекомендовать себя как достойного руководителя, соблюдайте профессиональный нейтралитет. Нельзя выделять никого из сотрудников. Ориентиром должны стать только профессиональные навыки каждого из них!

*** По статистике ***

Крупнейший портал SuperJob провел опрос среди людей разных профессий. Количество опрошенных составило 5000 человек — по 100 человек на каждую из 50 профессий. Вопрос звучал просто: «считаете ли вы себя счастливым?». В итоге, самыми счастливыми названы психологи (89% из них ответили положительно), за ними следуют менеджеры по продажам (83%). Среди несчастных оказались сисадмины (24% ответили отрицательно), проектировщики (22%) и охранники (21%).


Комментарий автора «Конфликт на работе: с коллегой, с начальством»:

К слову, первые два примера (с придирчивой начальницей и навязчивым коллегой) — из личного опыта. А пункт «я к вам пишу» стал единственным возможным решением второго…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.