Веб-контент миниатюра
Веб-контент

Как не поддаться на уговоры продавца

Как не поддаться на уговоры продавца
Статья для сайта Anikit.ru, август 2013 г. Скриншот кликабельный.

Статья для сайта Anikit.ru — «Как не поддаться на уговоры продавца», 2013 г. Рубрика «Психология». «Уж сколько раз твердили миру…» — начинается басня про ворону и лисицу. «Но, в сердце льстец всегда отыщет уголок», — не кажется ли вам знакомым?

Несмотря на то, что мы зарекаемся не верить словам хитрого продавца и вернуться домой с деньгами в кошельке, приходя, поражаемся – ну как же так вышло?

А вышло все очень просто. Называется психология, а конкретнее – манипуляция. По сути, манипуляцией можно назвать любые завлекательные действия продавцов и маркетологов. Так что, всякая реклама – это манипуляция нашим желанием купить что-то нужное, или не очень нужное. Воздействовать на наше подсознание крайне просто. Ведь когда мы идем в магазин, мы уже расположены к совершению покупки. Осталось только немного подтолкнуть нас к этому. А сделать это опытному продавцу не составит труда.

«А главное, к глазам подходит»

 Самый первейший способ импровизации – это лесть. Причем, порой довольно откровенная и неумелая, а иногда профессиональная и не заметная. «Твой модэл», — с воодушевлением говорил мужчина кавказской внешности, пытаясь продать моей тете шубу на черкизовском рынке несколько лет назад. Учитывая, что шуба не сходилась примерно на двадцать сантиметров, такую лесть можно отнести к первому типу. Но бывает и так, что мы сами того не замечая, покупаем вещь, которая не входила в наши планы. К примеру, мы хотели приобрести одну только юбку, а продавщица предложила нам помереть ее  с кофточкой «просто посмотреть» и тут, выходя из магазина, вы обнаруживаете у себя в сумке и юбку и кофту. И все благодаря ненавязчивым восклицаниям вроде «такая кофточка к этой юбке в самый раз», «вам очень идет».

Последняя модель – теория дефицита

 Довольно часто бывает так, что наши сомнения по поводу покупки очередной кофточки оканчиваются согласием только потому, что решающим аргументом был довод продавца «их все разобрали, она последняя осталась». Есть такое понимание, сформированное в нас годами и поколениями – если последняя, то нужно брать. Ну, хотя бы из принципа – не доставайся же ты никому. Потом уже дома мы сядем, осмотрим очередной раз свой гардероб и убедимся в том, что новая вещь будет лежать мертвым грузом на его полках. А может быть и не будет. Покажет время. Но не лучше ли подумать об этом сразу. «Были разных цветов, разобрали все» — развела руками женщина – продавец и ненавязчиво занялась своими делами. А моя подруга уже было положившая платье обратно на прилавок, вдруг схватила его снова. «Может взять?»  — с надеждой посмотрела она на меня. Я была взята с собой в качестве надзирателя, препятствующего лишним тратам. Надзиратель из меня не вышел.

Награда за старания

 Согласитесь, бывают такие чрезмерно старательные продавцы, которых хочется отблагодарить. Когда приходишь в магазин с намерением просто посмотреть, а уходишь с ненужной покупкой – значит, на пути к покупке попался именно такой продавец. Однажды во время путешествия за границу, я столкнулась с наиболее ярким проявлением такого рода манипуляции. По пути на одну из экскурсий нас, как это водится, завезли в магазин товаров из оникса. Вещи были довольно красивыми, но для моей и без того заваленной подобными безделушками квартиры, совершенно не нужными на тот момент. Женщина – продавец увязалась за нами от самого входа. Она так добродушно улыбалась и так доступно и интересно рассказывала о производстве таких сувениров и о разновидностях оникса, что на выходе у меня просто язык не повернулся сказать «до свидания». Я ушла оттуда с очередным ониксовым слоником.

Волшебное слово «скидка»

 «Так я вам скидочку сделаю», — такой аргумент продавцы приберегают напоследок. Когда мы, вроде бы, уже и решились, но еще не окончательно. Возможность хоть как-то сэкономить сразу же снимает с нас ответственность за нерационально потраченные деньги. Ну и пусть, что купили сто десятую кофточку, за то со скидкой. «На эту сделаю 200 рублей скидку, а на две будет 500 рублей минус» — задумчиво сказала женщина – продавец. В голове сразу же сложилась картина такой значительной экономии. Ведь лучше купить две дешевле, чем одну дороже и, недолго думая, мы соглашаемся. «Обычно я сбрасываю рублей 150, но эта последняя и она вам так идет», — что называется три в одном. И возразить- то нечего, действительно идет, действительно со скидкой. Покупка неминуема.

Конечно, шопинг – это хорошо. Но еще лучше, если он будет практичным. Ведь лучше тратить деньги на то, что вы будете носить и о покупке чего не пожалеете в последствии. Для этого достаточно соблюсти несколько правил, которые помогут не поддаться на манипуляцию продавца. Читайте — принципы рационального шопинга.

  1. Первейшее из правил – прежде, чем покупать что-то, задумайтесь, нужно ли оно вам и с чем вы его будете это носить. Не придумали ни одного варианта, пока находились в примерочной? Ну, тогда, может не стоит торопиться?
  2. Если сердобольность не дает вам уйти без покупки, можно купить что-то незначительное, чтобы снять с себя надуманное чувство вины. А можно подумать – в чем вы виноваты? В том, что не потратили свои деньги на ненужную вещь? Ведь продавец просто выполнял свою работу, рассказывал вам о том, о чем говорил множеству людей и до вас. Если вещь вам на самом деле не нужна, нужно учиться ограничиваться простым и искренним «спасибо».
  3. В случае с «последней вещью» вообще все просто. Неужели вы хотите встретить кого-то еще в такой же кофточке? Ведь если она последняя, то все ее предшественницы уже распроданы, а сколько их было и на самом ли деле они были ли они другого цвета – этого никто вам не скажет.

В любом случае, собирайся в магазин, вы должны заранее продумать ориентировочный список покупок. Если вещь не входит в этот список, лучше прийти домой и взвесить все еще раз. Удачных покупок!

Комментарий автора «Как не поддаться на уговоры продавца»:

Хочется сказать, что продавцов, которые заставили бы меня что-то купить, если я того не планировала, я вижу не часто. Обычно все наоборот — желая что-то купить, приходится уговаривать продавца встать со стула и обслужить вас. Кстати, проект Anikit.ru, судя по всему, разорился.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.